Привязанность или как мы ищем и устанавливаем (не устанавливаем), близкие отношения | Психологическая студия "Центр" - Львов

Привязанность или как мы ищем и устанавливаем (не устанавливаем), близкие отношения


На днях моя дочь, мама двухмесячного сына, рассказала мне историю, которую можно описать несколькими словами, а последствия подобных историй длятся всю жизнь. Итак, раннее утро, малыш почти не спал ночью, утомленная мама положила его около себя и закрыла глаза. Малыш взял ручкой ее подбородок и мама открыла глаза. Восторгу моего внука не было конца! Он понял, что это ОН взял и это ОН сделал так, что мама отреагировала!
А теперь, на минуту представим, что мама какого то малыша не реагирует… малыш пробует, пробует, пробует установить контакт, но «мир» не подчиняется….пробы прекращаются.
А если мама реагирует враждебно, зло…? Ведь в детстве любые выводы глобальны. Малыш удостоверяется, что «мир» реагирует, но делает больно.
А потом все эти малыши вырастают…Стоит ли удивляться, что многие люди нет реагируют на призыв к контакту, многие воспринимают его как сигнал – беги…Стоит ли удивляться, что чаще всего к психологам и психотерапевтам обращаются люди, не удовлетворенные качеством взаимоотношений с близкими, с социумом. Обычно, корни проблем находятся в раннем детстве, потому что модели взрослых отношений мы «носим» с младенческого возраста. Эти модели принято называть моделями привязанности. И формируются они во взаимоотношениях с ухаживающим объектом (тем кто ухаживает и заботится о младенце). Внимание и забота. Два кита психологического здоровья . Известно, что дети охотнее развивают привязанность к тем людям, которые чувствительны и отзывчивы при социальном взаимодействии. То есть привязанность с самого начала жизни малыша – это не только физиологическая, но и эмоциональная связь. Ее биологической целью является выживание (и избегание неудовольствия) , а психологической — безопасность (и получение удовольствие). Поэтому и для нас, взрослых, удовольствия в значительной мере связаны с характером и качеством взаимоотношений с другими. Если привязанность мамы и малыша надежна, то ребенок охотно отправляется на исследования мира — лезет в шкаф, тянет утюг..)), он не боится исследовать, хотя для этого ему приходится отдаляться от матери. Ведь она – надежная база , безопасная гавань, куда он в любой момент может вернуться, если проголодается, испугается или ушибется. При развитом чувстве безопасности ребенок постепенно увеличивает расстояние, на которое он способе отпускать мать.
И уже к 3—4 годам физическое разделение с мамой более не является для такого ребенка угрозой. Ребенок , получивший опыт любовного отношения получает ключ к удовлетворению своих потребностей, потому что чувствует себя хорошим, достойным получать удовольствия и удовлетворять свои потребности. Редко на приеме у психолога или психотерапевта встретишь человека с надежной привязанностью. Они обычно сами решают свои эмоциональные и социальные вопросы.
И, наоборот, если база не надежна все внимание и деятельность малыша направлены на обеспечение безопасности: он цепляется за мать и обеспокоен только тем, что бы сохранить контакт, он менее активен, боится отойти…Ребенок, познавший лишения, познал: распад на куски, бесконечное падение, изоляцию и отсутствие контакта. Если объект недоступен или не отвечает, ребёнок начинает чувствовать тривогу беспокойство из-за разлуки, за которыми следуют грусть и отчаяние.
Когда малыш подрастает, то беспокойство и тревога становятся его постоянными спутниками: будь то продолжительное отсутствие партнера, нарушение в общении, эмоциональная недоступность собеседника, признаки отвержения или отказа, новое окружение или задание – все наполняет такого человека сильным беспокойством!
В результате, вырастая, он становится обладателем такой поведенческой системы, которая будет реагировать страхом на все новое, неизвестное…все это он будет воспринимать как опасность.
Как считает Винникот, ребенок, познавший лишений (исправленные и неисправленные промахи матери) должен будет на протяжении жизни исправлять их.
Особенность детства именно в том, что любые выводы глобальны! В детстве нет мелочей, нет ничего не важного. Все, что видит, слышит и чувствует малыш – все формирует его и его мир. Поэтому примерно так, как дружил (не дружил …) в детстве, в школе…..; кого выбирал в партнеры, как были организованы эти отношения (близко или дистанционно, подчинялся или подавлял…) , примерно так организуется наш социум и во взрослый период.

Психотерапевт, Федько Елена

VKOdnoklassnikiFacebook